«Развитие мелкой моторики через нетрадиционную технику изобразительной деятельности (изотерапия)
у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Цель:
Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития мелкой моторики, воображения, творческого мышления иречевой активности.
Добрый день уважаемые коллеги!
Развитие речевой деятельности у дошкольника – одна из важных задач дошкольного образования. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества, а значит и развития мелкоймоторики, которая способствует активизации речевой деятельности дошкольника.
Свою работу по изотерапии я начала много лет назад.
Чтобы повысить результативность работы с детьми по речевому развитию, а именно мелкой моторики, я решила использовать в своей работе различные техники рисования, где используются материалы, инструменты, способы рисования, которые не являются общепринятыми.
В процессе работы я заметила, что необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь нет слова «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Очень важно, что работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Как показывает практика, на таких занятиях у детей сохраняется высокая работоспособность.
Нетрадиционные техники позволяют мне осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует развитию зрительно-моторной координации, фантазии, интеллекту, коррекции психических процессов каждого ребёнка, повышает уровень речевого общения, совершенствует ручные умения, появляется возможность взглянуть на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.
Выбранные мною техники рисования позволяют избежать этого, так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с материалами, инструментами.
Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности, что соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
1. Рисование пёрышком - Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу.
2. Монотипия - Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные).
3. Кляксография - В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
4. Граттаж - Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
5. Рисование мыльными пузырями - Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
6. Вместо кисти – дырокол - На листе бумаги сделать несколько отверстий дыроколом в произвольном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Наклеить проколотый лист на цветную бумагу, с помощью разноцветных карандашей можно завершить картину.
7. Ниткография - опускаем нитки в краску, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы.
8.Смешивание краски с мыльной пеной, клейстером.
9.Рисование акварелью на соли
10.Аквапатия - Печатание рисунков водяными красками
Подробно расскажу об одном из этих приёмов: это рисование нитками. Мы с ребятами на встречах в «Академии искусств» создавали авторские работы разными способами и материалами. Я заметила, что особое внимание дети уделяли именно работе с нитками. Стало интересно, как это можно рисовать нитками. Рисование нитками (ниткография, ниткопись, изонить), где они используются вместо красок, карандашей и фломастеров для создания изображения предмета или воплощения художественного образа. Результатом стали вот такие работы (показать). Подкрепляю обучение мастерству крылатыми выражениями: «Поспешай не торопясь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Сделано наспех – сделано насмех». Эти выражения помогают мне, да и ребята стали их использовать в повседневной жизни. Во время работы мы часто поём, вспоминаем чистоговорки, скороговорки, играем в устные речевые игры, читаем стихотворения. Прекрасно сочетается работа с прослушиванием записей сказок, радиопередач и т.д. Я уже не говорю о всевозможных разговорах с детьми. Это помогает устанавливать доверительное отношение, формирует у детей уверенность в себе, своих силах. Самое главное наше достижение – это умелые руки, плюс фантазия – и чудо готово!
Желаю вам творческих успехов, здоровья, буду рада, если мой опыт кому – то из вас пригодится.
Спасибо за внимание!
|