ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Программа разработана в соответствии с основными направлениями «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г.) и направлена на «включение детей в интеллектуально-познавательную, творческую и трудовую деятельность». Также программа в полной мере отвечает приоритетным задачам «Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года» (утв. Постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2012 г. №441), ориентированных на развитие технического творчества и формирования у подрастающего поколения проектного мышления.
Программа разработана с учетом основных современных нормативных документов:
- Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273-РФ;
- Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р)
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, В.А. Тишков. – 3 изд. – М, 2012.);
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
Важность и особенность программы, это использование в своей работе нескольких видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля»- конструкторы - робототехника.
Влияние этих видов конструкторов на развитие ребенка и качество образовательной деятельности.
Игровой набор «Дары Фрёбеля». Целостность образовательного процесса в детском саду задавалась Ф. Фрёбелем через игру. Именно Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля» (специально разработанный предметный материал, представляющий собой набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фрёбеля, в простой форме моделировать всё многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям). Деятельность с «Дарами Фрёбеля» задается эмоциональным единением взрослого с ребенком, что придает занятиям одухотворенность. Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности. В процессе использования игрового набора, прежде всего, важно создать условия для положительных эмоциональных реакций от умственных усилий в процессе перехода ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему ее преобразованию в познавательную потребность.
Наиболее важными факторами для создания таких условий являются положительный пример взрослого, его искренняя заинтересованность в деятельности ребенка и организация стимулирующего пространства, соответствующих игр для освоения различных знаний об окружающем мире.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» позволяет развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, которые должны освоить дошкольники. Ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности. Использование игрового набора предусматривает организацию проектной деятельности, в которой «также стимулируется и коммуникативная деятельность родителей».
Конструкторы. Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно - для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла), в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у человека основы трудолюбия.
Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире. Кроме того, деятельность с конструкторами связана с развитием способности к планомерной - шаг за шагом - организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода символических опосредствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом): образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также с активизацией планирующей функции речи (словесными описаниями условий, которым должен соответствовать продукт). Становление такого рода знаково-символического опосредствования - важный показатель перехода ребенка на более высокий уровень психической организации.
Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение. К спектру общеразвивающих функций следует отнести и совершенствование ручной моторики. Также она создает условия для формирования специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.).
Робототехника. В Распоряжении Правительства Российской федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года» отмечается, что «приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в сегменте развивающей продукции, ориентированной на систему дошкольного образования, игр-экспериментов для научно-технического творчества, робототехники, игр для детского творчества, игр для сезонного и активного отдыха, в том числе краеведческого характера, традиционной деревянной игрушки, крупноформатной пластмассовой игрушки и игрового оборудования для коллективного применения детьми...». Таким образом, использование робототехники в образовании будет способствовать техническому прогрессу в нашем обществе в целом.
Робот в образовательном процессе - это, прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений (начиная с рычага и колеса и заканчивая самыми современными объектами, созданными благодаря открытиям не только в области физики, но и в смежных областях научного знания - в математике, информатике, биологии, физиологии, химии, медицине и др.).
Обучающие функции робототехники состоят, прежде всего, в том, что дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры: приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. Занятия робототехникой способствуют формированию широкого спектра личностных качеств ребенка (его потребностей и мотивов, самостоятельности и инициативности, трудолюбия, ответственности за качество выполненной работы, коммуникабельности и толерантности, стремления к успеху, потребности в самореализации и др.). Особенно значима роль робототехники в развитии качеств личности, повышающих эффективность работы каждого человека в его взаимодействии другими людьми. Это навыки коммуникации и межличностного общения. Главным среди них многие авторы считают умение работать в команде.
Программа ориентирована на обучение детей первоначальным конструкторским знаниям, умениям и навыками обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у детей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Педагогическая целесообразность
В данной образовательной программе обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у детей пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно».
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Основной целью является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;
формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
развивать мотивационную сферу – интерес к исследовательской деятельности и моделированию;
формировать навыки пространственного ориентирования;
вовлечь в активную творческую деятельностью;
развивать воображение, умение фантазировать.
Возрастные особенности
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, - 5 - 6 лет.
Сроки реализации программы - 1 год
Организация образовательного процесса
В программе отдается предпочтение таким формам и методам обучения, которые:
способствуют развитию творческого мышления, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, практические работы;
обеспечивают развитие начальных учебно-исследовательских навыков, умений.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям, обеспечивая разноуровневость реализуемой программы.
В ходе занятий широко используется рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению материала и условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
- 1 часть включает организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого ребёнка на данное занятие;
- 2 часть – практическая работа детей (индивидуальная или групповая (по уровню освоения материала), самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;
- 3 часть – анализ проделанной работы и подведение итогов. Это коллективная деятельность.
Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес детей к конструированию и созиданию.
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- учебно-исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- практический (выполнение работ по инструкциям, схемам);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ).
Ожидаемые результаты реализации программы
Показатели основ технической подготовки детей 5-6 лет:
классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники;
использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники;
создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина). Называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры, представление о различных видах многоугольников, ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между», «направо», «налево», сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам.
Организации образовательной деятельности включает следующие этапы:
Введение нового понятия или логическая взаимосвязь
Техника безопасности
Схемы, карты, условные обозначения (работы детей ссимволическим материалом)
Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение
детьми хода своих рассуждений)
Конструирование/экспериментальная деятельность (+стимулирование общения детей между собой)
Инженерная книга
Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать -что получилось)
Обыгрывание моделей (+стимуляция активного словаря)
Фотографирование деятельности и объектов
Размещение моделей и конструктивных материалов в предметнопространственной среде группы
В ходе реализации программы используются 4 типа мотивации детей
на предстоящую деятельность:
1. Мотивация личной заинтересованности (хочешь сделать… сможешь
поиграть)
2. Мотивация общения со взрослым (взрослый –партнер считается с его
интересами, оказывает помощь)
3. Игровая мотивация (постановка игровой задачи)
4. Мотивация в заинтересованности чему-то научиться (хочешь, я научу
тебя…)
Способы и направления поддержки детской инициативы
Обозначение занятия как «работа в мастерской»;
Добровольное включение в деятельность;
Организация общего пространства для работы;
Воспитатель располагается вместе со всеми за общим столом,
включается наравне с детьми в деятельность , выбирает для себя цель,
сам начинает действовать, становится живым образцом для
планомерной организации работы;
Отсутствие жестко закрепленных мест;
Создание обстановки для непринужденной беседы, обмена мнениями.
Взаимодействия с семьями воспитанников
Вовлечение родителей в образовательную деятельность с использованием
конструкторов и робототехники организуется в трех направлениях:
Повышение педагогической культуры родителей
Вовлечение родителей в деятельность ДОО
Совместная работа по обмену опытом
Формы работы
1. Коучинг-сессии - форма, с помощью которой родители учатся особому стилю мышления, раскрывают потенциал своей личности для максимизации собственного профессионального развития. Одной из важных целей коучинга является разработка эффективной стратегии на будущее. То есть сессия предполагает не только решение проблемы - выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения.
2.Темы для коучинг-сессий: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста», «Как организовать домашний технопарк», «Как помочь ребенку стать инженером-конструктором».
3.Круглый стол «Дошкольник и технические устройства».
Мастер-класс «Конструируем вместе» - форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу
4.«Конструкторское бюро» - обмен опытом семейного конструирования.
5.Творческие проекты: «дары Фрёбеля и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей».
6.Памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с конструктором.
7.Информационные стенды: устная и письменная информация, оформление информационных стендов: «Ребенок и конструктор», «Роль родителей в приобщении ребенка к конструктивно-модельной деятельности», «Конструируем вместе».
Открытый просмотр образовательной и других видов деятельности.
8.Неделя «открытых дверей», в ходе которой родители наблюдают деятельность педагогов и детей, а также могут сами поучаствовать в образовательном процессе. Такое сотрудничество взаимовыгодно, так как родители знакомятся с новыми приемами обучения и взаимодействия с детьми, а также оставляют свои отзывы и пожелания педагогам, что, в свою очередь, является важным стимулом для повышения качества и эффективности образовательного процесса.
9.Выставки детских работ. Выставки детских работ являются
10.Совместные мероприятия.
День самоуправления. В этот день родителям предоставляется возможность попробовать себя в роли воспитателей. Они могут понаблюдать за своим ребенком, увидеть, как он ведет себя в детском коллективе, какие взаимоотношения складываются у него с другими детьми.
Способами определения результативности программы являются:
диагностика, проводимая в процессе обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;
творческие работы детей, выполненные по окончании изучения темы;
отзывы родителей.
Критерии оценки результатов:
Критерии оценки результатов:
Низкий уровень - владеет некоторыми конкретными знаниями, практическими умениями и навыками, воспроизводит ихна репродуктивно-подражательном уровне; имеется слабая мотивация к обучению данному виду деятельности, не готов к сотрудничеству в процессе совместной деятельности;
Средний уровень – владеет достаточными знаниями, практическими умениями и навыками на репродуктивно-творческом уровне; сформирован познавательный интерес к данному виду деятельности; стремится, но не всегда, к сотрудничеству с педагогом и детьми в процессе совместной деятельности.
Высокий уровень - имеет полный запас знаний, предусмотренных программой; умеет воспринимать и воспроизводить информацию с помощью педагога, предлагает свои варианты исполнения; имеет устойчивый интерес к данному виду творчества, сотрудничает с педагогом и детьми в процессе совместной деятельности.
Тематическое планирование образовательной деятельности
Игровой набор «Дары Фрёбеля»
Знакомство с дарами Фрёбеля.
1.« В мире фигур» Знакомство дошкольников с разнообразием геометрических фигур (цвет, форма, величина), называть их с учётом их характеристических особенностей. Набор 7.
2. « Загадочные цепочки». Упражнять в выкладывании и последовательности чередующихся геометрических фигур, определяя закономерность ередования, упражнять в правильном названии геометрических фигур. Набор 7
3.« Похоже, да не то же». Знакомство с разнообразием видов треугольников: разносторонний, равносторонний и т.д., упражнять в определении вида треугольника, в группировке треугольников по заданному признаку, в выделении из группы треугольников одного отвечающего определенным требованиям). Набор 7
4. «Шар и круг». Знакомство дошкольников с кругом как с плоскостным изображением предметов круглой формы. Упражнять в составлении взаимно однозначных пар шар-круг, круг-шар с сохранением цветового признака. Наборы № 1, J1, 7
5. «Разноцветные мячи». Знакомство дошкольников с геометрической фигурой «полукруг». Формирование представлений дошкольников о том, что круг – это геометрическая фигура, которую можно составить из двух полукругов, что двухцветный мяч на плоскости можно изобразить, используя два полукруга соответствующих цветов. Упражнять в изображении на плоскости предметов круглой формы составляя круги из полукругов соответствующих цветов). Набор 7.
6.Сказка « Репка».
«Помоги дедушке с бабушкой собрать урожай».
Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Наборы № 7 8 9.
7.« Что нужно дедушке, чтобы посадить овощи?»
Развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта. Наборы № 7 8 10.
8. « Чего не хватает в портрете»
Закрепить знания детей о составных частях лица (волосы, глаза, рот, брови, уши, нос). Наборы № 7 8 10.
9. «Конура для Жучки»
Формирование представлений о жизни домашних животных, о пользе, приносимой человеку, закрепление названия жилища собаки; развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. Наборы № 8 9.
10. «Новый наряд для внучки» Формирование представлений об одежде, о временах года, развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. Наборы № 7 8 10.
11. «Новый сарафан для Машеньки»
Формирование представлений об одежде, развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. Наборы № 7 8 10.
12. Выкладывание сказки « Репка».
Наборы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
13. Сказа «Три медведя»
«Помоги Машеньки украсить торт»
Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и др.) и называть их, развивать логическое мышление, воображение. Наборы № 8 9 10
14.«Три поросёнка» (выкладывание сюжета сказки)
Последовательное моделирование событий с помощью игровых наборов при составлении пересказа. Наборы №1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
15.2 вариант. Выкладывание сюжета сказки (придумывание продолжения сюжета: «А что произошло потом?»).
16.«Поможем поросятам украсить их дома»
Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и др.) и называть их, закрепить строительные профессии, развивать логическое мышление, воображение. Наборы №7 8 9 10
17.Выкладывание сюжета сказки « Заюшкина избушка».
Наборы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
18. Сказка « Пых»
«Садовая дорожка от дома к вкусной ягодке»»
Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития мелкой моторики, координации движений; развития памяти, внимания. Наборы №7 8 9.
19. Выкладывание сюжета сказки « Заюшкина избушка».
Наборы № 1 2 3 4 678 9 10.
20.Дворец Деда Мороза
Учить детей создавать фигуру путём преобразования уже созданных, не разрушая базовые постройки. Набор № 3 4 5 6
21. Игра «Кормушка для птиц»
Формирование представлений об объектах окружающего мира; усвоение норм поведения в обществе. Набор № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.J1
Формы контроля: педагогическое наблюдение, педагогический анализ. По итогам освоения темы устраивается мини-выставка для родителей, фото-отчет.
Тематическое планирование образовательной деятельности
«От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
1. « Моя улица» (многоэтажные и одноэтажные дома).
Выпуск 2, стр. 76
Выпуск 2, стр. 68
Выпуск 3, стр. 74
« Транспорт»
4.Корабли»
5.«Машины»
6.«Дельтоплан»
7.«Мосты»
Выпуск 1, стр.15
Выпуск 2, стр. 3
Выпуск 3, стр. 23
Выпуск 2, стр. 56
« Военная техника»
8.«Самолет»
9.«Танк»
10.«Авианосец»
Выпуск 2, стр. 16
Выпуск 2, стр. 14, 22
Выпуск 3, стр. 71
4. « Вычислительная техника и связь»
11.«Калькулятор»
12.« Телефон»
Выпуск 2, стр. 5
Выпуск 1, стр. 25
5. Роботы помощники»
13.Выпуск 2, стр.5
6. « Бытовая техника»
Сумка - холодильник
14.Выпуск 1, стр. 5
7. «Новогодние чудеса»
15. «Шляпки для бала»
16. «Конструирование аксессуаров»
17. «Конструирование электрической цепи» (новогодняя гирлянда)
Выпуск 1, стр.41
Выпуск 2, стр.45
Выпуск 1, стр.18
Формы контроля: педагогическое наблюдение, педагогический анализ. По итогам освоения темы устраивается мини-выставка для родителей, фото-отчет.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение занятий:
Перечень методических пособий
Компьютер;
Проектор;
Конструкторы разных видов, игровой набор « Дары фрёбеля»;
Стеллаж для хранения конструкторов– 1 штука;
Мультимедийное система Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Информационное обеспечение.
2. Конспекты образовательной деятельности к парциальной
образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота:
растим будущих инженеров». Выпуск №1 /Т.В.Волосовец, Ю.В.Карпова, Е.Н.
Дрыгина, И.В.Русских, Т.В.Тимофеева, Е.В.Шестоперова, Т.П.Ермакова,
О.Б.Назарова, О.Г.Никитина, А.С.Куликова, Н.В.Головач, Н.А.Воронина,
Н.В.Наповалова, Е.А.Фирулина, Л.А.Булыгина, Л.В.Киваева. - Самара, 2018.
3. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Выпуск №2/ Т.В.Волосовец, Ю.В.Карпова, Е.Н. Дрыгина, И.В.Русских, Е.Г.Реброва, Л.В.Киваева, Т.В.Лебедева, Л.В.Лукомская,
Е. А. Фирулина, Е.Р.Ромаданова, Т.В.Тимофеева, Е. В. Шестоперова,
Н.В.Ильина, Т.С.Михеева, Н.А.Воронина, Н.В. Шаповалова, Н.В.Головач,
С.Ф.Рыжкина, О.А Татарова, О.Г.Никитина, А. С. Куликова, О.Б. Назарова,
Т.П.Ермакова. - Самара, 2018.
4. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: «Растим будущих инженеров». Выпуск №3/ Т.В.Волосовец, Ю.В.Карпова, Е.Н.
Дрыгина, И.В.Русских, Г.В. Петрова, Л.В. Киваева, Т.В.Лебедева, Л.В.Лукомская, Е.Н.Тарнаева, Е.Р.Ромаданова, Л.А.Булыгина, Т.В.Тимофеева, Е.В.Шестоперова, Н.В.Ильина, Т.С.Михеева, Н.А.Воронина, Н.В.Шаповалова, Н.В. Головач, С.Ф Рыжкина, О.А.Татарова, О.Г.Никитина, А.С.Куликова, О.Б. Назарова, Т.П.Ермакова. - Самара, 2018.
5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.
6. Никулина Ф.Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2016.
Интернет-источники
http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogika_frebelya Педагогика Фребеля
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
Соцсеть «Педагоги.Онлайн» - профиль «ТИКО-конструирование»
|